|
Теперь подписчикам моего канала на платформе Boosty доступны образцы исковых заявлений, шаблоны документов, подробные инструкции по решению различных юридических вопросов, разъяснения от нотариусов, сотрудников Социального фонда РФ, Росреестра, ФНС и другие полезные материалы.
Обновляемый перечень размещенных публикаций находится на этой странице >>
|
Как Конституционный суд РФ оценил пенсионную реформу
Повышение возраста для выхода на пенсию по старости, которое было реализовано принятием в прошлом году Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ, по сей день очень неоднозначно оценивается обществом.
Как известно, право на пенсионное обеспечение является одним из важнейших социальных прав наших граждан, которое закреплено в Основном Законе государства – в Конституции РФ.
Исключительными полномочиями по оценке соответствия федеральных законов Основному закону обладает Конституционный суд РФ. Его решение о признании неконституционным лишает закон юридической силы: он не может применяться на всей территории РФ.
Группа депутатов Государственной думы обратилась в Конституционный суд с запросом о проверке закона «о пенсионной реформе» на предмет соответствия Конституции РФ.
Учитывая социальную значимость этого вопроса, вынесение окончательного решения заняло достаточно длительный срок. И вот 2 апреля оно было, наконец, опубликовано (определение № 854-О).
Текст решения достаточно объемный, но общий смысл такой: нарушения Конституции РФ в данном случае нет.
Вкратце приведу те мотивы, по которым Конституционный суд пришел к такому выводу:
1) Конституция позволяет законодателю не только устанавливать условия пенсионного обеспечения, но и изменять их. А пенсионный возраст как раз и является одним из таких условий. Суд сослался на международные акты – в частности, на Конвенцию МОТ №102, которая (по совпадению?) была ратифицирована в тот же день, что и принят тот самый закон № 350-ФЗ.
В Конвенции закреплена обязанность государств-участников установить пенсионное обеспечение по старости в возрасте не позднее, чем с 65 лет. При этом компетентным органам государств-участников позволено установить иной возраст с учетом оценки социально-экономических, демографических, медико-биологических и других объективных факторов.
2) Суд подтвердил, что принятие решения о повышении пенсионного возраста было основано на результатах проведенной экспертно-аналитической оценки указанных факторов. А переходный период, предусмотренный для введения новых возрастных критериев назначения пенсии, позволяет обеспечить постепенную адаптацию к предстоящим изменениям.
3) На предложение депутатов об увеличении федеральных субсидий в бюджет ПФР, чтобы сохранить прежние условия выхода на пенсию, Суд напомнил, что это приведет к ущемлению прав тех, кто обеспечивается за счет этого бюджета (федеральные учреждения, служащие, получатели государственных пособий и т.д.).
4) Ну и самый, пожалуй, весомый аргумент: Конституция РФ не содержит прямого запрета на повышение пенсионного возраста. И это, на мой взгляд, звучит совсем не обнадеживающе…
Сивакова И. В., 04.04.2019 г.
|
|
Мои страницы в соцсетях:
|